Аутизм: расстройства аутистического спектра

Главная > Справочник > Заболевания > Аутизм у детей и взрослых — что это, признаки и симптомы

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 24 мин.

Поделиться:

Содержание:

Аутизм, известный как РАС, не является болезнью, как часто считается, а это сложный неврологический комплекс развития, который влияет на общение, социализацию и поведение человека.

Симптомы зависят от типа и степени РАС и обычно проявляются до 2 лет. Люди с аутизмом часто нуждаются в строгом расписании, повторяющемся каждый день. Даже незначительные изменения могут вызвать тревогу или истерику.

Часто люди с РАС чувствительны к звукам, запахам и вкусам.

Для постановки диагноза «аутизм» требуется консультация нескольких специалистов: психолога, невролога, терапевта или педиатра.

Расстройство аутизма не является болезнью, поэтому лечения от него не существует. Для людей с таким расстройством важно научиться приспосабливаться к жизни в обществе и управлять своими эмоциями. В этом хорошо помогает поведенческая, образовательная и семейная терапия.

Исторический обзор

Понятие «аутизм» было введено швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером в 1911 году. Он использовал этот термин для описания одного из симптомов шизофрении, описывая аутичное мышление как инфантильное стремление избежать неудовлетворительной реальности и заменить её галлюцинациями и фантазиями.

В сороковых годах прошлого века психиатры Лео Каннер и Ганс Аспергер наделили термин «аутизм» новым значением. Именно они описали поведение своих пациентов, которые были одержимы определёнными объектами, стремились к постоянству и испытывали трудности во взаимодействии с другими людьми.

Во 1950-х годах в поисках объяснения причин развития аутизма психолог Бруно Беттельгейм выдвинул концепцию «теории холодных матерей», которая оказалась одним из самых устойчивых заблуждений об автизме.

Отчужденность

Идея «теории холодных матерей» состояла в неправильном толковании аутизма как эмоциональной отчужденности матери

Беттельгейм полагал, что ум ребенка «ломается» из-за дефицита любви и нежности со стороны родителей или других заботливых людей. По мнению специалиста, лучшим решением было бы изъятие ребенка из «травмирующей» семьи.

В 1980-е годы, когда стало понятно, что аутизм не является отдельным расстройством, а целым спектром состояний с характерными признаками, «теорию холодных матерей» перестали воспринимать всерьез.

Код МКБ

В МКБ-10 отсутствует диагноз «РАС», однако есть категория «Общие расстройства психологического развития» (код F84), которая включает в себя 8 подгрупп.

Подгруппы общих расстройств психологического развития (по МКБ-10):

  • F84.0 – детский аутизм;
  • F84.1 – атипичный аутизм;
  • F84.2 – синдром Ретта;
  • F84.3 – другое дезинтегративное расстройство детского возраста;
  • F84.4 – гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями;
  • F84.5 – синдром Аспергера;
  • F84.8 – другие общие расстройства развития;
  • F84.9 – общее расстройство развития неуточненное.

В современной версии МКБ (МКБ-11), которую все больше внедряют по всему миру, расстройство аутистического спектра теперь обозначается кодом 6 («Расстройства психические, поведенческие и нейроразвития») и имеет одну подгруппу (6A02 «Расстройство аутистического спектра»).

Распространённость

По оценкам ВОЗ, аутизм выявляется у 1 из 100 детей, а согласно данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) к 2022 году — у 1 из 44 детей до 8 лет.

Это состояние присутствовало всегда, однако за последние десятилетия количество людей с диагнозом «РАС» значительно возросло. Предполагается, что это связано с совершенствованием методов диагностики.

Для России нет точной статистики, но по наблюдениям специалистов, в любом классе или группе детского сада найдется ребенок с одним из легких форм аутизма.

У девочек расстройство аутистического спектра возникает практически в 4 раза реже, чем у мальчиков. Однако медики и ученые утверждают, что это может не полностью отражать реальную картину. Фактически соотношение может быть практически одинаковым в обоих полах. Это объясняется культурными представлениями, согласно которым девочки должны быть тихими и скромными. Поэтому окружающие могут принимать проявления аутизма за естественную женскую застенчивость.

Причины расстройств аутистического спектра

Большинство случаев РАС не имеют четкой причины. Считается, что к аутизму могут приводить некоторые генетические нарушения, воздействие токсических веществ, воздействие факторов окружающей среды и многие другие причины.

Некоторое время считали, что аутизм вызывается вакцинацией. Всё началось с известного исследования тройной вакцины от кори, краснухи и паротита (MMR). Хотя его результаты были опровергнуты, оно привлекло достаточно внимания, чтобы вызывать путаницу и по сей день.

Прививка

Отсутствуют научные доказательства связи между прививками и развитием аутизма

Возможные причины развития аутизма:

  • принятие препаратов от судорог (в частности, вальпроевой кислоты) во время беременности;
  • синдром Мартина — Белл (синдром ломкой Х-хромосомы), генетическое нарушение в X-хромосоме, приводящее к умственной отсталости и расстройствам поведения;
  • краснуха во время беременности;
  • туберозный склероз — наследственное заболевание, проявляющееся изменениями кожи, эпилептическими приступами, умственной отсталостью и высоким риском развития рака;
  • синдром Прадера — Вилли, редкое генетическое заболевание, связанное с хромосомными нарушениями. Болезнь проявляется ожирением, умственной отсталостью, недоразвитием кистей и стоп, аномалиями формирования половых органов.
Многие случаи аутизма связаны с мутациями, возникающими во время развития плода без участия генов родителей.

Основные факторы возникновения аутизма

Основные факторы возникновения аутизма

Точные причины появления аутизма пока не выявлены, однако исследователи утверждают, что ряд факторов увеличивает вероятность его развития.

Основные факторы возникновения аутизма:

  • Если у семьи есть ребенок с аутизмом, то риск появления второго ребенка с таким же нарушением выше на 18% по сравнению семьями, у которых нет детей с этим расстройством;
  • Наличие осложнений во время беременности: артериальная гипертония, диабет, угроза выкидыша, тазовое предлежание, ранние роды, преэклампсия, маточное кровотечение до или после родов;
  • Женщина рожала более 4 раз;
  • Возраст родителей: риск увеличивается, если матери старше 35 лет, а отцу — старше 50.

Классификация аутистического спектра расстройств

Аутизм классифицируется по тяжести проявлений и основному психопатологическому синдрому на 4 группы (классификация Никольской).

I группа. Самые серьезные нарушения: отсутствие потребности во взаимодействии с окружающими, неспособность к самообслуживанию. Ведущий патопсихологический синдром — отчуждённость.

II группа. Выраженное стремление к устойчивости. Всякие изменения могут вызвать приступ агрессии. В привычной среде ребёнок открыт, повторяет фразы за другими, но сам не в состоянии их понять. Ведущий психопатологический синдром — отказ от реальности.

III группа. Ребёнок интересуется общением, стремится к успеху, но не готов идти на риск, делать компромиссы. Как правило, увлечён одной узкой областью, поэтому может считаться молодым интеллектуалом и даже гением. Ведущий психопатологический синдром — замещение различных сфер жизни определённой узкой деятельностью.

IV группа. Небольшие нарушения. Ребенок может контактировать и анализировать, однако быстро устает, ему трудно сосредоточить внимание и выполнить инструкции. Обычно выглядит неуверенным и рассеянным. Основной психопатологический синдром — это ранимость.

Развитие РАС

В норме развитие ребенка происходит постепенно: более сложные функции последовательно заменяют простые. Например, сначала малыш ползет, а затем ходит, или сначала издает звуки «агу», а потом произносит слоги. В случае аутизма развитие происходит асинхронно, и простые функции как бы накладываются на сложные. Например, ребенок может одновременно издавать звуки «агу» и произносить простые слова.

Этапы развития аутизма еще не до конца изучены, и различные формы РАС имеют свои особенности.

При проведении компьютерной томографии у детей, страдающих аутизмом, наиболее часто не обнаруживаются патологические изменения в структуре головного мозга. Иногда возможно выявление изменений в мозжечке, стволе мозга, лобной части коры головного мозга и расширение боковых желудочков. В основном эти нарушения имеют функциональный характер. Например, у людей с аутизмом нарушается обмен нейромедиатора допамина, который необходим для передачи нервных импульсов и реализации высшей психической активности.

Признаки аутизма у детей

Обычно первые симптомы проявляются у детей до трёх лет. В это время родители замечают, что ребенку трудно общаться с другими людьми, он плохо контролирует свои эмоции, а в поведении могут появиться стереотипные движения, например, раскачивания (стимминг).

Распознать рассеянный аутизм возможно через 1–1,5 года. Затруднения с диагностикой возникают из-за того, что симптомы проявляются по-разному. Чем быстрее развивается малыш, тем менее заметными могут быть эти признаки. Поэтому даже в странах с хорошо развитой диагностикой аутизм иногда выявляют только к 4–6 годам.

Родителям стоит обращать внимание на так называемые красные флаги.

«Красные флаги» аутизма у детей разного возраста

6 месяцев:

  • ребенок редко улыбается и практически не показывает эмоции,
  • не идет на зрительный контакт.

9 месяцев:

  • мало улыбается,
  • почти не издает звуков,
  • редко демонстрирует эмоции.

1 год:

  • плохо взаимодействует,
  • не реагирует на свое имя,
  • не использует жесты,
  • не интересуется предметами и не указывает на них.

Уже 1,5 года — не говорит.

2 года:

  • не способен составлять простые предложения самостоятельно;
  • стремится упорядочить предметы (например, выстраивает игрушки в ряд);
  • может долго беспорядочно махать руками, кружиться на одном месте или монотонно повторять один и тот же вопрос.

Признаки аутизма очень разнообразны, поэтому специалисты справедливо отмечают: «Зная одного человека с аутизмом — не значит знать что-то о самом аутизме».

Порядок

Часто дети с аутизмом стремятся упорядочить предметы или выстроить их по цвету, размеру, форме

Признаки аутизма:

  • отсутствие социальных навыков;
  • ухудшение речи;
  • избегание зрительного контакта;
  • трудности с различением эмоций;
  • ограниченные интересы;
  • регулярное повторение одних и тех же движений;
  • отсутствие или, наоборот, гиперреакция на свет, звук, вкус, текстуру или запахи.
Ни один из этих симптомов сам по себе не указывает на аутизм. При РАС у человека выявляют их комплекс.

Появления аутизма уникальны и могут сильно отличаться в каждом конкретном случае. Например, один человек может быть очень общительным и увлекаться чем-то, в то время как другой может быть замкнут и столкнуться с серьезными когнитивными проблемами.

Как переживает себя ребенок с аутизмом

Люди с аутизмом очень уникальны, в первую очередь потому, что их восприятие реальности сильно отличается от привычного. Из-за возможных генетических нарушений их мозг находится в постоянной активности и просто не в состоянии обрабатывать все внешние впечатления. Именно поэтому окружающий мир для ребенка с аутизмом может казаться фрагментарным и искаженным.

Расстройства восприятия могут привести к тому, что малыш путает поднятую руку и ручку, не реагирует на своё имя, но откликается, если рядом проезжает автомобиль. Чаще всего сенсорное заблуждение проявляется в отношении тактильных ощущений. Ребенок может испытывать дискомфорт от прикосновения мягкой ткани или теплой воды, но ему приятно трогать острую кофту или хвойную ветку.

Мытье

Часто дети с аутизмом испытывают неудовольствие от мытья: вода буквально жжет, а полотенце впивается в кожу

Интеллект у ребенка с аутизмом

О применении людей с РАС ходят много слухов. Некоторые утверждают, что аутичные люди гениальны, другие — что у них наблюдается отставание в развитии. Истина, как правило, находится где-то посередине.

Из общего количества людей с РАС примерно у каждого второго возникают выраженные проблемы с мышлением, в то время как другие испытывают лишь незначительные трудности и могут успешно учиться в школе или университете.

Однако существуют и исключения, как, например, известный писатель Льюис Кэрролл или экологическая активистка Грета Тунберг. Их когнитивные способности равны или практически равны способностям окружающих. Однако благодаря своим особенностям им удалось достичь впечатляющих результатов.

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Один известный автор, страдающий аутизмом: Льюис Кэрролл, создатель «Алисы в Стране чудес»

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Экоактивистка и персона, имеющая аутизм: Грета Тунберг

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Телеведущая, чьим именем страдает аутизм: Опра Уинфри

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Однако у людей с РАС интеллект может быть выше среднего или даже высоким. Благодаря способности глубоко погружаться в одно направление или узкоспециализированную область, их талант может проявиться особенно ярко. Среди примеров таких личностей — австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, выдающийся физик Альберт Эйнштейн. Также подозреваются черты аутизма у Микеланджело, Леонардо да Винчи, Марии Кюри, Авраама Линкольна.

Признаки аутизма у взрослых

Признаки аутизма у взрослых

Взрослые с РАС, вопреки распространенному мнению, могут жить полноценной жизнью, работать и заводить друзей. Однако у них есть свои особенности.

Симптомы аутизма у взрослых:

  • Имеют трудности в понимании эмоций других людей;
  • Предпочитают проводить время в одиночестве;
  • Могут производить впечатление грубыми или неинтересующимися;
  • Не могут адекватно выразить свои эмоции и чувства;
  • Имеют затруднения с пониманием юмора и сарказма;
  • Избегают глазного контакта;
  • Не принимают посторонние прикосновения и нарушения личного пространства;
  • Увлекаются занятиями, требующими концентрации (например, собирают пазлы, играют с конструктором или занимаются рисованием);
  • Придерживаются жёсткого распорядка дня.

Сопутствующие проблемы при аутизме

Благодаря нервной и эмоциональной гиперчувствительности люди с аутизмом часто сталкиваются со сбоями в сне, проблемами в желудочно-кишечном тракте, неуправляемыми вспышками агрессии и другими проблемами.

Часто встречающиеся осложнения аутизма:

  • сниженный уровень интеллекта;
  • нарушения языкового развития;
  • недостаточная координация движений;
  • негативное поведение (агрессивность);
  • психическое расстройство;
  • самоповреждение (царапание кожи до появления крови, удары головой о стену, вырывание волос);
  • проблемы с питанием (булимия, анорексия).

Сочетание аутизма с неврологическими признаками и психическими расстройствами включает в себя:

  • психическое расстройство, характеризующееся сменой двух противоположных состояний: депрессии и возбуждения;
  • нервные спазмы;
  • синдром Туретта — заболевание, сопровождающееся множественными двигательными и звуковыми спазмами, проявляющимися несколько раз в течение дня. Относится к экстрапирамидным нарушениям;
  • кататония — синдром, характеризующийся нарушениями движений (например, странными позами, замиранием на долгое время или, наоборот, возбуждением с импульсивностью и агрессивностью).
Синдром-Туретта

Люди с синдромом Туретта часто неосознанно произносят нецензурные слова, что после вызывает у них сильные эмоции

Диагностика расстройств аутистического спектра

Пока не существует анализов и исследований, которые могли бы подтвердить или опровергнуть аутизм у человека. Для диагностики проводятся интервью с родителями или другими людьми, заботящимися о ребенке, а также особые диагностические тесты для оценки поведения.

Лабораторная и инструментальная диагностика помогают выявить сопутствующие нарушения и осложнения РАС.

Какому врачу обратиться при подозрении на аутизм

Диагностикой РАС у детей занимаются врач-педиатр, психиатр и невролог.

На консультации специалист проведет опрос и осмотр ребенка, проведет тестирование и изучит поведение.

Тесты и опросники для выявления аутизма

Большинство специалистов при диагностике РАС опираются на справочник DSM-5 Американской психиатрической ассоциации.

В DSM-5 все категории РАС поделены на 2 раздела, которые называются диадой аутизма:

  • А — дефицит в социальном общении и взаимодействии;
  • B — ограниченные, повторяющиеся образцы поведения, интересов или деятельности.

Диагноз «РАС» должен ставиться только в тех случаях, когда проявления «диады аутизма» оказывают влияние на качество жизни. Например, если человеку трудно общаться с другими, сложно приспосабливаться к изменяющимся условиям или переключаться с одной задачи на другую. Если же нет трудностей, то и нарушений нет.

Диагноз «аутизм» — это не просто ярлык, а сигнал о том, что человеку нужна помощь, чтобы раскрыть свой потенциал и жить в обществе с другими.

Помимо DSM-5, применяется специальный скрининг на детей с аутизмом — M-CHAT (Modified Checklist for Autism in Toddlers). Это измененная версия опросника для выявления аутизма.

В M-CHAT содержится 20 вопросов, на которые необходимо ответить родителям или другим взрослым, заботящимся о ребенке. Обычно опросник используется для обнаружения РАС у детей в возрасте от 1,5 до 2,5 лет.

Также существует рейтинговая шкала аутизма CARS — Childhood Autism Rating Scale. Она используется для детей в возрасте от 2 до 4 лет. Этот инструмент помогает оценить тяжесть нарушений в различных областях развития и сделать вывод о том, действительно ли у ребенка присутствуют признаки РАС.

Неврологи применяют опросники ADOS и ADI-R (часто используются вместе). Они помогают установить окончательный диагноз.

Родители или опекуны проходят интервью с неврологом на основе специальных опросников. В это время дети находятся поблизости, чтобы врач мог оценить их поведение. Процесс интервью занимает от 1 до 2 часов и включает более 90 вопросов о текущем и прошлом поведении детей. Оценку проводит компьютерная программа, которая использует специальный алгоритм для определения наличия аутизма у детей.

Процедура дифференциальной диагностики

Поскольку нет четких критериев для расстройства аутистического спектра, его трудно отличить от других состояний с похожими симптомами. Некоторые из них могут являться нормой и быть связанными с особенностями развития, в то время как другие могут указывать на наличие неврологических, психических или других патологий.

Состояния и патологии, которые похожи на расстройство аутистического спектра:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это патология, которая связана с трудностями в сосредоточенности, чрезмерной активностью и импульсивным поведением.

Синдром ломкой Х-хромосомы — это генетическое заболевание, которое приводит к умственной отсталости и проблемам в обучении.

Нарушение слуха может быть врожденным или приобретенным.

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) — это психическое расстройство, при котором у человека возникают навязчивые мысли (обсессии) и действия (компульсии).

Нарушение привязанности с реактивными проявлениями — это психическое расстройство, которое возникает из-за отсутствия близких эмоциональных связей с родителями. Представляется в форме страха, увеличенной тревожности, проблем в общении со сверстниками, агрессии и намеренного причинения вреда самому себе.

Избирательная немота — это тревожное расстройство, при котором человек не может говорить перед публикой.

Синдром Туретта — это экстрапирамидальное расстройство, которое характеризуется множеством двигательных («моторных») тиков и по крайней мере одним голосовым, которые появляются многократно в течение дня.

Помимо описанных выше, имеется ещё значительное количество других состояний, которые следует исключить при диагностике аутизма. Для подтверждения или опровержения диагноза врач может рекомендовать проверить слух и зрение, чтобы выявить другие нарушения. Так, трудности с реакцией на обращенную речь могут возникать как при нарушении слуха, так и при аутизме.

Кроме того, специалист может порекомендовать электроэнцефалографию для оценки электрической активности мозга или магнитно-резонансную томографию, однако только при подозрении на дополнительное расстройство, к примеру эпилепсию.

Для получения помощи по диагностике РАС родители могут обратиться к психологу или педиатру через телемедицинские консультации. Это поможет избежать стресса у ребёнка, связанного с походами в больницу, и сократить их количество. Кроме того, онлайн можно получить второе мнение эксперта о заключениях других специалистов.

Эффективные методы лечения аутизма

Чем раньше человеку поставят диагноз аутизма, тем больше шансов на улучшение его жизни. Существуют специальные программы раннего вмешательства, которые способствуют не только лучшему усвоению навыков и социализации ребенка, но и избавлению от так называемых сопутствующих проблем, например, проблемного поведения, вызванного недостатком развития коммуникации: невозможностью просить или отказываться, что в конечном итоге приводит к дракам, крикам или толчкам.

Возможно ли излечиться от аутизма

Аутизм не является болезнью, поэтому полное излечение от него невозможно. Однако с помощью коррекционных методик, иногда называемых «лечением», можно значительно улучшить состояние человека с РАС и помочь ему в процессе социализации.

Уникальность

У людей с диагнозом РАС не нарушена нормальная деятельность организма, однако их мозг функционирует по-своему, отличаясь от большинства.

Избавиться от аутизма часто обещают различные «эксперты» с собственными методиками. Некоторые «специалисты» предлагают в качестве лечения накладывать на голову детей сырое мясо, посыпать их мукой, держать в замкнутом темном пространстве или применять другие сомнительные приемы. Учитывая, что у людей с РАС часто имеется гиперчувствительность к раздражителям, такое «лечение» обычно приводит к серьезным психологическим травмам.

Методики по работе с аутизмом, обладающие доказанной эффективностью, не прибегают ни к психологическому, ни к физическому насилию.

Методы лечения аутизма у детей

Для того чтобы помочь малышу с РАС приспособиться к жизни в обществе, необходимо побороть основные недостатки — развивать социальные навыки, гибкость, учиться контролировать эмоции и обеспечивать себя самостоятельно.

Особенностью программ обучения детей с РАС является обязательное участие семьи. Адаптация нужна не только для ребенка, но и для его родных.

Исследования показывают, что программы помощи, начатые в раннем возрасте, приводят к хорошим результатам. Так, в США 20–30 лет назад более 70% детей с РАС к началу школьного обучения говорили плохо или вовсе не говорили. С появлением программ помощи — плохо говорит только 25%.

Специалисты используют различные методы, чтобы уменьшить проявления РАС и помочь малышу. В каждом случае разрабатывается индивидуальная программа терапии.

Инструменты индивидуальных программ терапии РАС:

  • Индивидуальная коррекция (АВА-терапия);
  • Методика коррекционного обучения;
  • Терапия для всей семьи;
  • Применение лекарств для уменьшения тревожности, гиперактивности или нормализации сна;
  • Работа с логопедом и специалистом по дефектологии;
  • Реабилитация через труд и физические упражнения, гидротерапия, лечебная физкультура и массаж;
  • Терапия через игру;
  • Лечение с использованием животных;
  • Сенсорная терапия.

Индивидуальная коррекция (ABA, applied behavior analysis)

ABA, или индивидуальная коррекция, является программой, использующей специальные технологии и методы обучения. Она целенаправленно изменяет поведение ребенка, помогая ему понять последствия различных действий.

Главная цель ABA — выявить естественные мотивы ребенка и использовать их в учебном процессе.

Процесс обучения состоит из нескольких отдельных блоков. Все сложные навыки, такие как речь, творческая игра, умение смотреть в глаза и даже чистка зубов, делятся на мелкие действия. Каждое действие учат ребенка по отдельности, а затем они объединяются в цепь, формируя сложное действие.

Например, развитие слухового восприятия и внимания по методу ABA происходит следующим образом:

  1. Педагог или родитель просит прикоснуться к ушам.
  2. Педагог (родитель) помогает выбрать правильный ответ (показывает на свои уши).
  3. Педагог (родитель) просит ребенка продемонстрировать навык (прикоснуться к своим ушам).
  4. Педагог (родитель) использует подкрепляющий стимул (делает что-то приятное для ребенка): гладит его, хвалит, обнимает и т. д.

Если ребенку не удается или ему что-то не нравится, педагог (родитель) не ставит никаких оценок.

По методике ABA, учителя и родители поощряют ребенка за положительное (желаемое) поведение, уделяют внимание успехам и не реагируют на отрицательное (нежелательное).

Терапия аутизма у взрослых

Обычно взрослые с РАС могут стать активными членами общества, но им нужна поддерживающая терапия для контроля сопутствующих состояний, таких как увеличенная тревожность, раздражительность, бессонница.

Медикаментозная поддержка для людей с РАС:

  • нейролептики для сдерживания агрессии и особенно аутоагрессии;
  • антидепрессанты и успокаивающие средства от депрессии, обсессивно-компульсивного расстройства и увеличенной тревожности;
  • препараты от бессонницы.

Коррекцию РАС во взрослом возрасте также можно проводить с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии.

Использование методов альтернативной медицины, таких как иглоукалывание, массаж или дыхательные практики, не подтверждено их эффективностью в большинстве исследований. Однако, при соблюдении правил применения, они несут в себе и никакого вреда. С другой стороны, диеты, которые считаются полезными для людей с аутизмом, такие как безглютеновые, безказеиновые или богатые омега-3 жирными кислотами, могут быть потенциально опасными. Рекомендацию по диете может дать только врач, если это действительно необходимо, например, при непереносимости глютена, лактозы и т. д.

Как поддержать ребенка с аутизмом в семье

Аутизм — это состояние, которое невозможно предотвратить или излечить, поскольку такие дети появляются на свет. Для того чтобы помочь им справиться с проявлениями тревоги или гнева, важно избегать сенсорной перегрузки — избытка новых или ярких цветов, запахов, вкусов, звуков или событий, или хотя бы уменьшить ее.

Для того чтобы избежать сенсорной перегрузки, эффективно используются так называемые якоря, к которым ребенок или взрослый могут обратиться, чтобы успокоиться и взять эмоции под контроль. Якоря индивидуальны и обычно представляют собой то, что приносит удовольствие людям с аутизмом. Например, это может быть утяжеленное одеяло, рисование фигур в песке, прослушивание белого шума, использование антистресс-игрушек или наблюдение за лавовой лампой.

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Для людей с РАС якорные точки помогают избежать сенсорной перегрузки: утяжеленное одеяло, песочный стол, антистресс-игрушки, лавовая лампа

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Для людей с РАС якорные точки помогают избежать сенсорной перегрузки: утяжеленное одеяло, песочный стол, антистресс-игрушки, лавовая лампа

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Для людей с РАС якорные точки помогают избежать сенсорной перегрузки: утяжеленное одеяло, песочный стол, антистресс-игрушки, лавовая лампа

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Для людей с РАС якорные точки помогают избежать сенсорной перегрузки: утяжеленное одеяло, песочный стол, антистресс-игрушки, лавовая лампа

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Прогноз и профилактика аутизма

Прогноз зависит от степени тяжести проявлений аутизма. Например, если диагноз установлен поздно и не проведена коррекционная работа, то могут возникнуть серьезные проблемы с речью, когнитивными способностями и социальным взаимодействием.

Однако, если аутизм выявлен в возрасте от 2 до 4 лет и ребенку была оказана поддержка, то у него высокие шансы на нормальную жизнь в обществе. Такие дети могут посещать обычные школы, получать высшее образование, составлять семью, работать.

Как жить с ребенком с аутизмом

Когда врач установил диагноз «аутизм» ребенку, важно не скрывать эту информацию. Знание собственного диагноза поможет ребенку лучше относиться к себе и не считать себя неудачником или плохим, когда что-то не получается или эмоции выходят из-под контроля.

Дополнительно, это способствует адаптации и развитию нужных навыков для успешного общения. Например, умение справляться с беспокойством, планировать свой день заранее, адаптироваться к переменам и поддерживать диалог.

Если в семье присутствует ребенок с аутизмом, важно соблюдать определенные правила, чтобы избежать травм, усиления беспокойства и других негативных последствий.

Обеспечение безопасности ребенка с РАС

Исследования показывают, что дети с аутизмом чаще подвергаются опасным ситуациям из-за их неспособности оценить опасность и недостаточного понимания социальных контекстов.

Способы обеспечения безопасности ребенка:

  • Пришивать к одежде ярлыки с номером телефона и домашним адресом;
  • Использовать GPS-устройства (часы, значки, броши), которые отслеживают местоположение и передают эту информацию на телефон родителей;
  • Установить блокирующие замки на окна;
  • Всегда запирать входную дверь на замок;
  • Пояснить ребенку как нужно вести себя в опасных ситуациях (как и к кому обратиться за помощью, что делать, если он потерялся);
  • Обязательно научить ребенка плавать, но не полагаться, что это умение гарантирует ему полную безопасность на воде.
Собака2

Специально обученные собаки помогают решить проблему с убеганием детей с РАС

Плюсы инклюзивного образования

Инклюзивное образование — это форма обучения, в которой каждому предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях, независимо от физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других особенностей, которые у него есть.

Многие люди считают, что дети с аутизмом должны ходить в специализированные коррекционные учреждения и только там получать образование. Однако действительность иная. Множество детей с расстройством аутичного спектра обучаются в обычных школах, следуя обычным программам. Такой подход даёт возможность им чувствовать себя частью общества, а не быть исключёнными.

Некоторые дети с расстройством аутистического спектра нуждаются лишь в небольших изменениях в учебной программе (например, возможность отвечать письменно, если им сложно выражать свои мысли устно). Другие могут учиться с помощью специально подготовленного помощника или куратора, изучать отдельные предметы в специальном классе, а на физкультуре, музыке, изобразительном искусстве — тех предметах, которые даются им легче, быть среди обычных сверстников.

Инклюзивное образование

Главное в инклюзивном образовании — возможность свободного общения во внеурочное время (на переменках, в столовой)

При этом инклюзивное образование — отличная возможность адаптироваться не только для людей с расстройством аутистического спектра, но и для общества в целом. Обычные дети учатся быть более толерантными, терпимыми и эмпатичными, становятся более ответственными и готовыми помогать тем, кто в этом нуждается.

Могут ли у аутичных родителей родиться дети без РАС

Говорят, что вероятность рождения детей с РАС у родителей с этим расстройством повышена. Однако ученые пока не имеют достаточного количества знаний об аутизме, чтобы утверждать что-то определенное.

По данным исследования NIH (Национального института здравоохранения США), РАС обнаруживается приблизительно у 3–5% детей, у кого близкие родственники также страдают этим расстройством.

Источники

Влияние семьи на развитие ребенка с аутизмом

Семья играет крайне важную роль в формировании и развитии детей с расстройствами аутистического спектра. Очень важно, чтобы близкие родственники понимали особенности ребенка, его потребности и способы взаимодействия, чтобы сделать всю среду вокруг него более комфортной и поддерживающей.

Семейная поддержка в образовании детей с аутизмом является ключевым фактором в успешной адаптации и развитии. Родители и близкие должны быть готовы к обучению особенным техникам взаимодействия, а также к поиску индивидуальных подходов к каждому ребенку, учитывая его уникальные потребности и способности.

  • Участие семьи в образовательном процессе помогает детям с аутизмом лучше адаптироваться к обществу и развивать социальные навыки.
  • Поддержка и понимание со стороны родителей помогает детям с аутизмом преодолевать трудности и стремиться к самореализации.
  • Создание специфической домашней среды, адаптированной под потребности ребенка, способствует его эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Вместе с тем, необходимо помнить, что забота о ребенке с аутизмом требует значительных усилий и терпения, поэтому важно, чтобы семья получала необходимую поддержку и помощь от специалистов в этой области.

Образовательные перспективы для малышей с аутизмом

В данном разделе мы рассмотрим уникальные образовательные возможности для детей, страдающих от состояний аутистического спектра. Эти дети имеют особенности в социальном взаимодействии, коммуникации и поведении, поэтому очень важно создать для них специализированную образовательную среду, где они смогут полноценно развиваться и обучаться.

  • Индивидуальный подход к каждому ребенку. Для успешного обучения необходимо учитывать индивидуальные потребности и особенности каждого ребенка с аутизмом. Персонализированный учебный план, ориентированный на его силы и способности, поможет детям достичь высоких результатов.
  • Использование инновационных технологий. Современные образовательные технологии, такие как компьютерные программы и интерактивные уроки, могут быть эффективным способом обучения детей с аутизмом. Эти технологии помогают им лучше сосредоточиться и улучшить навыки общения.
  • Специализированные классы и школы. Для детей с аутистическими расстройствами часто создают специализированные классы или школы, где преподаватели и специалисты имеют опыт работы с такими детьми. Это позволяет создать безопасную и поддерживающую среду для обучения и развития.
  • Развитие социальных навыков. Один из основных аспектов образовательной программы для детей с аутизмом — развитие и улучшение социальных навыков. Уроки по развитию коммуникации, сотрудничеству и взаимодействию помогают детям лучше адаптироваться в обществе и строить отношения с другими людьми.

В целом, образовательные возможности для детей с аутистическим спектром помогают им развиваться, обучаться и полноценно участвовать в обществе. Важно создавать специализированные условия и обучающие программы, чтобы обеспечить каждому ребенку с аутизмом возможность получить качественное образование и раскрыть свой потенциал.

Перспективы исследований в области аутизма

Перспективы исследований в области аутизма

Взглянем на перспективы исследований в сфере аутизма сегодня. Новые исследования и открытия в этой области обещают революционные результаты, которые могут изменить представление о данном расстройстве навсегда.

Ученые и специалисты постоянно стремятся улучшить диагностику аутизма, разработав более точные методы определения данного состояния. Перспективы исследований в области аутизма указывают на возможность создания новых подходов к лечению и поддержке людей с этим расстройством.

Методы адаптации для взрослых с аутистическими расстройствами

Индивидуализация – это ключевой принцип адаптации для взрослых с аутизмом. Каждый человек с аутистическим расстройством уникален, поэтому важно разрабатывать индивидуальные программы поддержки, учитывая его специфические потребности и возможности.

Социальные навыки играют важную роль в успешной адаптации взрослых с аутизмом. Групповые занятия, тренинги по коммуникации и специальные курсы помогают развивать навыки общения и взаимодействия с окружающим миром.

Профессиональная ориентация – еще один важный аспект адаптации взрослых с аутизмом. Поддержка в поиске работы, реабилитация и подготовка к профессиональной деятельности способствуют успешной интеграции в общество и обеспечивают самоуважение и самостоятельность.

Психологическая поддержка играет не менее важную роль в адаптации взрослых с аутизмом. Регулярные консультации, психотерапия и групповая поддержка помогают справляться с стрессом, тревожностью и другими эмоциональными проблемами.

Успешная адаптация взрослых с аутизмом требует комплексного подхода и индивидуального подхода к каждому человеку. Сочетание индивидуальной работы над навыками, социальной поддержки, профессиональной ориентации и психологической помощи позволяет взрослым с аутизмом полноценно участвовать в жизни общества.

Видео по теме:

Вопрос-ответ:

Чем отличается аутизм от других неврологических расстройств?

Аутизм отличается от других неврологических расстройств тем, что влияет на социализацию, общение и поведение человека, приводя к особым особенностям взаимодействия с окружающим миром.

Какие симптомы могут указывать на аутизм у ребенка?

Симптомы аутизма у ребенка могут включать нарушения в развитии речи, повторяющееся поведение, трудности в общении с другими, а также ограниченные интересы и узкоспециализированные занятия.

Каковы причины возникновения аутизма?

Причины возникновения аутизма пока не установлены полностью, однако считается, что генетические факторы, окружающая среда и нейробиологические отклонения могут играть роль в развитии этого расстройства.

Может ли человек с расстройством аутистического спектра вести нормальную жизнь?

С поддержкой и специализированными методами обучения и воспитания, человек с расстройством аутистического спектра может вести относительно нормальную жизнь, встречать трудности в социализации и общении, но при этом достигать значительных успехов и показывать таланты в различных областях.

Оставить комментарий