Дислексия

Главная > Справочник > Заболевания > Дислексия — что это, виды, симптомы, причины, коррекция

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 16 мин.

Поделиться:

Содержание:

Дислексия — это особенность восприятия, из-за которой детям сложно учиться читать и писать, а взрослым — делать это быстро и без ошибок. Предполагается, что дислексия встречается у каждого 20-го жителя нашей планеты. Однако, из-за недостаточного знания о дислексии, эту особенность зачастую принимают за лень и даже глупость.

Во многих европейских странах дислексией обозначают все сложности, связанные с чтением, письмом и арифметикой. В России для каждого нарушения используют отдельные термины.

Дислексия — затруднения с чтением.

Дисграфия — затруднения при изучении письма.

Дизорфография — трудности с запоминанием и применением правил орфографии.

Дискалькулия — невозможность в арифметике и математике.

Париж

Первоначальный диагноз «дислексия» был установлен в XIX веке офтальмологом Рудольфом Парижем пациенту, который не мог читать, несмотря на отличное зрение и интеллект.

Дислексия и другие аналогичные нарушения не зависят от уровня интеллекта и образования. Люди с таким диагнозом могут достичь успеха в точных науках, достигнуть выдающихся результатов в творчестве и спорте. Среди известных дислектиков можно назвать лауреата Нобелевской премии по физике Альберта Эйнштейна, промышленника Генри Форда, художника Пабло Пикассо, актрису Дженнифер Энистон и кинорежиссера Стивена Спилберга.

Большинство людей с дислексией могут читать, но им это дается с большим трудом.

Одним из основных признаков дислексии является медленное чтение по слогам или отдельным буквам. Дети, страдающие от этого расстройства, часто додумывают непрочитанное, путают слова или переставляют буквы местами, делая так называемое «угадывающее» чтение. Для них абсолютно сложной задачей может стать формулирование главной мысли текста или его пересказ.

На первый взгляд, все дети в начальной школе могут соответствовать этому описанию. Но к концу второго класса большинство детей автоматизируют навык чтения и могут делать это без лишних усилий. В случае же с людьми, страдающими от дислексии, чтение всегда остается сложным.

Причины возникновения дислексии

В МКБ-11, который еще не действует в России, есть код MB4B.0 для диагноза «дислексия», который описывает потерю навыка чтения и понимания письменной речи у взрослых из-за инсульта или черепно-мозговой травмы.

В МКБ-11 также уделено внимание трудностям в обучении чтению и письму, которые выделены в отдельный раздел под кодом 6A03 как «Расстройство развития учебных навыков». Это расстройство не связано с интеллектуальным развитием, заболеваниями зрения и слуха, отсутствием образования или неправильным воспитанием.

Таким образом, дислексия — это не психическое расстройство, а нейробиологическая особенность, которая влияет на функционирование центральной нервной системы. Мозг неправильно воспринимает и декодирует визуальную информацию — буквы или цифры — и выбирает сложный и извилистый путь для распознавания напечатанных символов.

Простое слово «молоко» дислектик увидит как набор символов — например, «омлоок». При этом ему сложно следить за строкой.

Точные причины дислексии неизвестны — существуют только теории, объясняющие трудности в учебе даже при высоком уровне интеллекта.

Принимается, что до 80% случаев дислексии связаны с наследственностью. В ходе крупных генетических исследований международной группы ученых было обнаружено 42 вариации генов, которые могут приводить к развитию дислексии.

Известно, что у короля Швеции Карла Густава, его дочери Виктории и сына Карла Филиппа есть проблемы с быстрым чтением из-за дислексии. Этот генетический диагноз передается в королевской семье.

Филипп

В 2020 году принц Карл Филипп из Швеции выпустил аудиокнигу под названием «Любимая дислексия». Фото: Frankie Fouganthin

Часто дислексия возникает из-за травмы центральной нервной системы, полученной еще в утробе матери.

Факторы, увеличивающие риск развития дислексии:

  • Ишемия — длительное нарушение кровоснабжения у плода во время осложненной беременности или сложных родов;
  • внутриутробное воздействие инфекций, перенесенных женщиной во время беременности (корь, герпес, краснуха);
  • курение и потребление алкоголя во время беременности.

Из-за специфики визуального восприятия дислексиками при чтении возникают неправильные глазные движения: они скачут с одной буквы на другую, пропускают слова и возвращаются к уже прочитанным частям текста. Эти дезорганизованные движения затрудняют понимание прочитанного.

У людей с дислексией может быть снижена вербальная память (необходима для усвоения устной информации) и фонематическое восприятие (способность распознавать звуки по слуху).

Симптомы дислексии у детей и взрослых

Когда дети начинают посещать школу, дислексия становится заметной. По мнению российских нейрофизиологов, в каждом учебном классе есть хотя бы один ученик с дислексией. Он плохо справляется с чтением и усваивает этот навык медленнее других детей.

У дислектиков развита речь, они не имеют проблем со зрением и слухом, отлично усваивают устную и визуальную информацию, а вот чтение у них вызывает трудности.

Ранние симптомы дислексии

Обычно дислексию не выявляют у дошкольников, так как в этом возрасте дети только начинают осваивать чтение, счет и письмо. Поэтому довольно сложно определить объективные признаки нарушения: нельзя однозначно сказать, являются ли ошибки следствием недостаточного уровня навыка или отражают общую неспособность к чтению.

Тем не менее, существуют ранние признаки, предсказывающие дислексию с высокой вероятностью.

Признаки предрасположенности к дислексии у дошкольника:

  • Ребенок начал ползать после 9–12 месяцев либо вообще не ползал, а сразу пошел. Этот этап очень важен для формирования пространственных представлений, необходимых для понимания положения тела, оценки размеров объектов и расстояния между ними. Эти навыки лежат в основе навыков чтения и письма, когда мозг запоминает значения и написание букв.
  • Недоразвитая мелкая моторика: ребенок не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы, а ложку и пишущие принадлежности держит неправильно, сжимая в кулак.
  • Не интересуется игрой с мячом, не умеет его подбрасывать и ловить, что может свидетельствовать о нарушениях зрительного восприятия, когда сложно анализировать движение мяча и координировать работу глаз и рук.
  • Не может стоять на одной ноге, сохранять равновесие, ходить по бордюру. Затруднительно научиться кататься на самокате или велосипеде.
  • Дети с предрасположенностью к дислексии обычно не любят учить короткие детские стишки и песенки, искажают знакомые слова, не помнят, как пишется их имя, плохо улавливают рифмы (кот – мот, дом – ком).

Признаки дислексии у школьника

Детям обычно ставят диагноз «дислексия» на 2-3 классе. В этом возрасте большинство детей улучшают свои навыки чтения, и если у них есть проблемы, то они становятся заметными. Прогресс в обучении происходит медленно.

Признаки дислексии у детей в возрасте 8-12 лет:

  • Ребенок читает медленно, не интересуется внешкольной литературой и не любит читать вслух;
  • Пропускает слова и фрагменты текста;
  • Не дочитывает окончания слов и фраз, а додумывает их;
  • Переставляет буквы в словах или заменяет некоторые буквы (например, вишня — лишня, молоток — мотолок, шутка — тушка);
  • Читает или пишет слова задом наперед;
  • Не запоминает новые слова и не узнает те, которые часто встречаются (например, вход — выход);
  • Плохо различает парные согласные звуки (б — п, в — ф, г — к);
  • Не обращает внимание на то, что находится на левой части страницы;
  • Часто не может подобрать подходящее слово и заменяет его общим понятием (например, свитер — вещь);
  • Путает похожие по звучанию слова (июнь — июль, богатыри — богатые);
  • Неправильно согласует местоимения или прилагательные с существительными (мой пальто, грустный собака);
  • Не помнит даты, номера телефонов, списки дел.
Идет легенда, что зеркальное отображение буквы R вместо Я — непременный признак дислексии. В действительности так делают почти все дети до 6-8 лет.

Полагают, что дислексики воспринимают текст как картинки, образы и заикаются на абстрактных словах, к которым мозг не может найти иллюстрацию — предлогах и пространственных понятиях: верх, низ, далеко, близко, высота, глубина и т. д.

Если хотя бы три из перечисленных признаков характерны для ребенка и проявляются постоянно — это повод заподозрить дислексию и обратиться за консультацией к неврологу, нейропсихологу или логопеду.

Признаки дислексии у взрослых

Бывает, что впервые дислексию диагностируют только в подростковом или даже взрослом возрасте, а до этого все трудности обучения списывают на лень или даже умственную отсталость.

У взрослых также проявляются те же признаки дислексии, что и у школьников. С возрастом люди с дислексией находят свои способы приспособиться к особенностям — они избегают чтения любыми путями или быстро устают от него.

Дополнительные признаки, которые могут помочь распознать дислексию:

  • проблемы с написанием официальных документов и отчётов;
  • ограниченная письменная речь — то, о чем человек может говорить часами, он с трудом сможет описать в нескольких предложениях;
  • трудности с запоминанием паролей, ПИН-кодов, телефонных номеров;
  • затруднения с правописанием;
  • частые опечатки в именах и названиях;
  • проблемы с выбором нужных слов — ощущение, что слово на кончике языка, но не удается его вспомнить;
  • отсутствие интереса к чтению для удовольствия.

Типы дислексии

Исходя из того, на каком этапе происходит сбой восприятия в мозге, можно выделить несколько видов дислексии.

Фонематическая (акустическая) дислексия: затруднение в различении похожих звуков (фонем). Людям с фонематической дислексией трудно понять, почему в слове «паб» на конце написана буква «б», а не «п», или запомнить написание слова «здравствуйте».

Семантическая дислексия: возникает «механическое чтение», когда мозг усердно пытается прочитать текст правильно, но не успевает понять его суть. Детям с таким типом дислексии сложно уловить главную мысль текста и передать прочитанное своими словами.

Аграмматическая дислексия: невозможность правильно составить фразу или предложение. Такую речь ещё называют косноязычной: в ней неверно сочетаются падежи, выбираются окончания («пёс выглядел абсолютно голодный»).

Мнестическая дислексия: сложно понять, как связаны буквы и звуки. Например, в различных формах слова «лес» буква «е» изображает различные звуки: в форме единственного числа слышится звук [э], а в форме множественного числа – «леса» – звук [и]. Обычно мнестическая дислексия проявляется уже на стадии знакомства ребенка с алфавитом.

Оптическая дислексия: человек может читать зеркально, «перескакивать» между частями текста, путать написание букв.

Тактильная дислексия: нарушение, которое встречается у слепых людей – они путают буквы при чтении по системе Брайля. Шрифт Брайля представляет собой комбинацию выпуклых точек, которую слепые и слабовидящие люди используют для письма и чтения.

Рельефное письмо

Рельефное письмо помогает незрячим людям читать с помощью пальцев

Признаки дислексии

Для диагностики дислексии требуется специальный подход. Существуют определенные тесты, такие как тест на портале «Ассоциации родителей детей с дислексией». Тем не менее, единственное, что могут подсказать анкеты — это подозрение на нарушение.

Окончательный диагноз могут поставить только специалисты: дефектологи, логопеды и нейропсихологи. Они проведут специальные тесты, чтобы выявить настоящие причины трудностей в обучении.

Какое слово получится, если заменить звук «т» на «п» в начале слова «торт»? Человек с дислексией скорее всего не даст быстрого ответа на этот вопрос.

Что анализирует логопед при диагностике:

  • Каков уровень правильного произношения звуков у ребёнка;
  • Способен ли он различать звуки на слух (можно попросить ребёнка «поймать» звук — для этого нужно придумать любой звук и попросить ребёнка хлопать каждый раз, когда он услышит его в словах, которые взрослый называет в случайном порядке);
  • Может ли он понять, где в слове находится тот или иной звук (например, нужно подобрать слова, в которых звук «п» находится в начале, в середине и в конце слова);
  • Словарный запас;
  • Грамматическая структура речи;
  • Связность речи.

Нейропсихолог проверит, насколько хорошо развиты высшие психические функции — зрительное и фонематическое восприятие, память, внимание, речь.

Для выявления дислексии нейропсихолог может предложить выполнить тест «кулак — ребро — ладонь», который был разработан клиническим психологом и логопатологом Александром Николаевичем Корнеевым в 1982 году.

Сначала взрослый демонстрирует ребенку последовательность движений: сжимает кулак, прикладывает ладонь к ребру вертикально и опускает руку на стол ладонью вниз. Ребенку нужно повторить эти действия трижды, предпочтительно быстро и без ошибок.

По результатам выполнения этого задания нейропсихолог сможет оценить уровень развития двигательной и зрительной памяти ребенка, а также скорость переключения мозга между задачами.

Это всего лишь один из множества испытаний. Сделать выводы и толковать результаты может только специалист после комплексного диагностирования.

Для уточнения диагноза часто назначают электроэнцефалограмму (ЭЭГ) — безопасный и точный метод изучения функционального состояния мозга.

Дополнительно может понадобиться консультация офтальмолога и лора, чтобы исключить проблемы с физическим зрением и слухом, а также невролога, который поможет выяснить, есть ли у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), с которым также связаны трудности в чтении и письме.

Методы исправления дислексии

Дислексию нельзя победить или преодолеть — это особенность, сопровождающая человека на всем пути жизни. Однако специалисты научились ее корректировать таким образом, чтобы трудности не становились препятствием для обучения и не ограничивали развитие личности. Если пренебрегать дислексией, низкие школьные показатели могут ударить по самооценке ребенка и стать причиной депрессии. Нередко дислексия приводит к нарушениям в развитии речи.

Лаборатории и научные сообщества во всем мире работают над поиском методов коррекции. Исследователи проводят испытания специальных бифокальных очков с разноцветными линзами, которые могут улучшить читаемость. Врачи изучают действие ноотропов — лекарственных средств, стимулирующих активность мозга.

Однако основной метод коррекции всё-таки заключается в регулярных занятиях с логопедом и нейропсихологом. Специальными упражнениями можно обучить мозг распознавать буквы и автоматизировать процесс чтения насколько это возможно. Кроме того, специалисты помогут ребёнку переключаться между заданиями и расслабляться, что поможет избежать переутомления.

Самое важное, что взрослые могут сделать для помощи детям с дислексией, — правильно организовать процесс обучения. В некоторых странах существуют специальные учебники — они содержат мало текста и много иллюстраций и наглядных графиков.

Обычно дети с дислексией очень интересные и любопытные, у них хорошо развито воображение, а их особенности восприятия позволяют мыслить нестандартно и находить креативные решения. Они смогут раскрыть свой потенциал, если им помогут адаптироваться к учебе и не чувствовать себя отчуждёнными.

Советы для родителей и учителей детей с дислексией:

  • Предоставить ученику больше времени на выполнение задач.
  • Позволить ему проявлять знания через необычные проекты: создание учебных фильмов, устные выступления, составление фотоколлажей по установленной теме, проведение экспериментов.
  • Разрешить записывать уроки на диктофон, чтобы он мог прослушать урок целиком или отдельные фрагменты, не тратя сил и время на чтение.
  • Читать вслух и обсуждать прочитанное вместе — это поможет расширить кругозор и обогатить словарный запас.
  • Перечитывать книги несколько раз и возвращаться к старым сюжетам — возможно, одного прочтения недостаточно для полного понимания книги.
  • Выписывать и обсуждать непонятные слова.

Сообщества и сервисы для помощи людям с дислексией

Поскольку дислексия — распространенное явление, во многих странах существует множество групп, объединяющих людей с дислексией и специалистов, изучающих это состояние. В открытых источниках можно найти интервью с экспертами, научные исследования и рекомендации по обучению и развитию детей с дислексией.

Сообщества на русском языке:

Сообщества на иностранном языке:

Сервисы и приложения для людей с дислексией:

  • Adys шрифт: уникальный шрифт, специально придуманный для того, чтобы облегчить чтение дислектикам — его можно бесплатно скачать на кириллице или на латинице.
  • Beeline Reader расширение: это расширение окрашивает текст на веб-страницах в интернет-браузерах Chrome и Firefox разными цветами, чтобы людям с дислексией было проще сосредоточиться на буквах.

Источники

  1. Союз управляющих родителей ребенка с дислексией.
  2. Сообщество дислексиков.
  3. Ассоциация дислексиков Великобритании.
  4. Шайвиц С. Преодоление дислексии. Random House Publishing Group, 2008. C. 122–127.

Влияние окружения на проявление дислексии

Окружающая среда играет значительную роль в проявлении дислексии, психологического расстройства, связанного с нарушением навыков чтения и письма. Различные аспекты окружающей среды могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие и проявление данного расстройства.

  • Групповое обучение: Важную роль в обнаружении дислексии играет коллективное обучение, в котором учителя могут заметить факторы, связанные с нарушениями чтения и письма у детей.
  • Семейная поддержка: Поддержка со стороны семьи и близких людей способствует лучшей адаптации детей с дислексией и позволяет им успешно преодолевать трудности в учебе и повседневной жизни.
  • Компьютерные технологии: Использование специализированных программ и приложений может значительно облегчить обучение и повысить успеваемость у детей с дислексией.

Понимание влияния окружения на проявление дислексии является важным аспектом для успешного диагностирования и эффективного лечения данного психологического расстройства.

Современные методики диагностики дислексии

Современные методики диагностики дислексии

В данном разделе мы рассмотрим современные подходы к определению дислексии у взрослых. Диагностика данного расстройства играет важную роль в раннем выявлении и последующем лечении пациентов. Правильная диагностика дислексии позволяет назначить соответствующие методы помощи и облегчить жизнь людей, страдающих от данного расстройства.

Методика Описание
Нейропсихологическое тестирование Позволяет оценить функциональное состояние мозга и выявить особенности работы головного мозга, отвечающего за чтение и письмо.
Тестирование скорости и точности чтения Позволяет оценить способность пациента читать тексты и понимать их смысл, выявить наличие дислексии по скорости и точности чтения.
Аудиометрическое тестирование Оценка аудитивных функций и способности различать звуки и звукосочетания, связанные с процессом чтения и письма.

Эффективная диагностика дислексии у взрослых требует комплексного подхода и использования различных методик, а также включает в себя консультацию специалистов и проведение дополнительных исследований для точного определения наличия данного расстройства у пациента.

Психологические последствия дислексии у взрослых

Психологические последствия дислексии у взрослых

Дислексия у взрослого человека несет с собой ряд серьезных психологических последствий, которые могут сильно влиять на его ежедневную жизнь и самооценку. Сложности с чтением, письмом и пониманием текста могут вызывать чувство беспомощности, стресса и даже депрессии.

  • Ощущение неполноценности: частые неудачи при чтении и написании могут привести к снижению самооценки и ощущению собственной неполноценности.
  • Страх перед общением: избегание общения из-за страха допустить ошибку в слове или не понять смысл высказывания.
  • Снижение интереса к обучению: негативный опыт в школе и постоянные неудачи могут привести к потере интереса к обучению в целом.

Проблемы с дислексией могут также привести к социальной изоляции, конфликтам в отношениях и даже карьерным трудностям. Поэтому важно своевременно выявлять и помогать людям с дислексией справляться с ее психологическими последствиями.

Эффективные методы работы с дислексией в школе и взрослой жизни

Эффективные методы работы с дислексией в школе и взрослой жизни

В данном разделе мы рассмотрим стратегии и подходы, которые помогают детям и взрослым с дислексией преодолевать проблемы при обучении и повседневной жизни. Благодаря разработанным методикам и программам, люди с дислексией могут успешно учиться, работать и общаться, не испытывая трудностей, которые часто возникают у них из-за особенностей их когнитивных процессов.

Индивидуальный подход к каждому человеку с дислексией является основным принципом работы педагогов и специалистов. Каждый человек уникален, и поэтому необходимо разрабатывать персонализированные программы и методики обучения, а также учитывать индивидуальные особенности когнитивных функций.

Технологии в помощь дислексикам – развитие современных технологий позволяет облегчить обучение и повседневную жизнь людей с дислексией. Использование специальных программ, приложений и устройств помогает справиться с трудностями чтения, письма и запоминания информации.

Поддержка семьи и общества играет важную роль в преодолении трудностей, с которыми сталкиваются дети и взрослые с дислексией. Понимание, поддержка и эмоциональная поддержка со стороны близких, друзей, учителей и коллег способствуют успешной адаптации и преодолению проблем.

Обучение навыкам компенсации – умение компенсировать трудности чтения, написания и запоминания помогает людям с дислексией эффективно функционировать в обществе и достигать успехов как в учебе, так и в карьере.

Создание дружественной среды – важный аспект в работе с дислексией. Обучающая и рабочая среда должны быть адаптированы под потребности людей с дислексией, чтобы создать комфортные условия для их развития и профессионального роста.

Видео по теме:

Вопрос-ответ:

Что такое дислексия и почему людям с этим расстройством трудно читать и писать?

Дислексия — это особенность восприятия, из-за которой людям сложно научиться читать и писать. Это расстройство связано с трудностями в распознавании и обработке букв, звуков и слов. Люди с дислексией могут испытывать трудности с пониманием букв, написанием слов, запоминанием правил правописания и чтением.

Как часто встречается дислексия среди населения?

Дислексия встречается у каждого 20-го жителя планеты. Однако из-за того, что это расстройство часто остается незамеченным или неправильно диагностируется, реальное количество людей с дислексией может быть значительно выше.

Почему люди с дислексией могут быть неправильно восприняты окружающими как ленивые или глупые?

Из-за недостаточного осведомленности общества о дислексии, это расстройство часто воспринимается как проявление лени или недостатка способностей. Люди с дислексией могут сталкиваться с недооценкой своих способностей из-за трудностей с чтением и писанием, что может приводить к появлению стереотипов.

Как можно помочь людям с дислексией преодолеть трудности в обучении чтению и письму?

Для помощи людям с дислексией необходимо проводить индивидуализированные занятия с использованием специальных методик и техник обучения. Важно также обеспечить поддержку и понимание со стороны окружающих, а также обращаться к профессионалам для коррекции дислексии и развития навыков чтения и письма.

Оставить комментарий